Наше время * 27 августа 2009 * №34 (385)
Об административном делении территории Республики Казахстан и дорожно-транспортной системы страны для улучшения размещения производительных сил
ОТ ЖЕЗКАЗГАНА ДО САМЫХ ДО ОКРАИН
18 июня 2009 года за № 827 вышел Указ Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева о внедрении системы государственного планирования, направленный на повышение управляемости экономики, усиление роли государства в решении проблем социально-экономического развития страны, а также поставлены задачи по разработке карты индустриализации Казахстана на 2010-2020 годы и схемы рационального размещения производственных мощностей. Пользуясь случаем выхода столь необходимого документа, хочу выразить некоторые соображения по совершенствованию управления экономикой страны и созданию условий для ее развития.
В конце 90-х годов прошлого столетия правительством были ликвидированы пять областей (Жезказганская, Кокшетауская, Семипалатинская, Талдыкурганская, Торгайская). Столь неаргументированные действия резко снизили и без того низкий социальный уровень населения и экономику страны в целом.
Специалисты с высшим образованием и опытом работы остались не у дел. В областях, к которым были присоеденены территории упраздненных, снизилась оперативность в управлении, четкость контроля, действенность в нестандартных ситуациях.
Так, например, территория Карагандинской области составила 428 тыс.кв.км., отдаленность некоторых населенных пунктов от областного центра - 700-800 и более километров. Тут же возникает вопрос: «Как при таких расстояниях, по имеющемуся нашему бездорожью, при скудном семейном бюджете, простой человек может обратиться в тот или иной департамент областного уровня, получить справку, консультацию, лечение, учить детей или решить другие житейские проблемы, которых у наших сограждан, к сожалению, очень и очень много?».
И если посмотреть с другой стороны - как аким области или руководитель областной структуры может управлять своим хозяйством, раскинутым на 428 тыс.кв.км., воочию ни разу его не видя, не ощущая его на своих «пяти пальцах»? Подобную аналогию можно сделать и по другим нашим обширным областям: Акмолинской, Актю-бинской, Талдыкурганской и Усть-Каменогорской. Например, жители с.Саумалколь, Чкалово, Рузаевка, Талшик и других районов бывшей Кокшетауской области ездят в новый областной центр СКО - г.Петропавловск через г.Кокшетау! Это еще одно доказательство несовершенства такого территориального раздела.
Для улучшения управления, а в первую очередь - для удобства населению, считаю необходимым скорейшее восстановление Жезказганской, Кокшетауской, Семипалатинской, Талдыкорганской и Торгайской областей. Конечна данные преобразования потребуют некоторых затрат, но это все окупится, когда по настоящему разовьются эти области. Будут трудности в восстановлении Торгайской области, но это можно сделать не в одночасье, а в течение запланированного определенного периода - 3 года.
Вернемся к Карагандинской области: учитывая обширность её территории и большую индустриальную сеть, считаю самым важным вопросом - принятие действенных мер по предотвращению гибели озера Балхаш и развитие прилегающих к нему территорий. Для этого необходимо образовать Балхашскую область, для чего, на мой взгляд, есть все экономические возможности и необходимость постоянного экологического контроля за столь хрупкого в этом отношении ценнейшего озера.
Восстановление и открытие всех вышеперечисленных областей нам необходимо для динамичного развития экономики на всей территории страны, во всех городах и поселках, повышения социального и жизненного уровня каждого гражданина РК, независимо от его места проживания.
Если внимательно посмотреть на карту Казахстана, то мы увидим поразительную картину - все более или менее развитые города с некоторой индустрией, за исключением Карагандинского бассейна, находятся в приграничных территориях, через них проходят пути коммуникации, связи, сообщения и снабжения. Центральная часть страны остается до сих пор без автомобильных дорог, железнодорожных путей, а об авиалиниях и говорить не приходится.
Для равномерного развития экономики любого государства необходимо рациональное размещение производительных сил а это зависит от наличия и качества путей сообщения как для транспортировки сырья, так и для доставки конечной продукции. Из-за отсутствия надлежащих современным требованиям путей сообщения, цена транспортировки товара порой в несколько раз превышает его первоначальную стоимость, за что, естественно, расплачивается потребитель. В данное время у нас не все соседние области имеют прямое транспортное сообщение между собой, что не дает возможности в развитии их экономических отношений.
При существующей в настоящий момент сети автомобильных дорог (если их так можно назвать), железнодорожных путей и полном отсутствии транспортной авиации у нас не может подняться на более или менее современный уровень ни индустриальная промышленность, ни большой, ни малый бизнес. Ну, а говорить о вхождении в число пятидесяти развитых стран - полный бред! У нас на душу населения нет даже одного метра автомобильной дороги, отвечающей требованиям стандарта общепринятой мировой технологии.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо как минимум построить 10 тысяч километров автомобильных дорог, отвечающих современным мировым стандартам, и параллельно им железнодорожные пути с полной их электрификацией.
В своем последнем обращении к народу Казахстана Президент говорил о предстоящем строительстве автодороги, соединяющей восточную Европу с Западом Китая за счет иностранных инвесторов. Считаю необходимым, если это действительно реальный проект, использовать его и строить дорогу не по территории приграничных областей, а через Центральный Казахстан протяженностью в 3000 км. по маршруту:
1.Сайкын - Бисен - Нов.Казанка - Индербор - Карабаусагыз - Кемерши -Шалкар - Жайсынбай -Байконыр - Жезказган -Баймырза - Шалкия - Моинты - Балхаш - Достык. Это первая и основная жизненно важная дорога из предлагаемых мною тринадцати автомобильных трасс. Как видно на карте, данный проект, выполняя первоначальную функцию - связать Европу с Китаем, даст возможность оживить малые города и поселки, экономическое состояние которых находится в данный момент в состоянии упадка. К этой трассе примкнуть дороги с близлежащих городов и поселков как с юга, так и с севера, получая при этом возможность попасть в любую точку страны за короткое время. Сейчас, чтобы попасть с Атырау в Жезказган на поезде, пассажиры вынуждены ехать 58 часов в пути, нетрудно представить их физическое состояние.
Не менее стратегически значимой станет автомагистраль, проходящая по диагонали страны с юга-запада на северо-восток протяженностью 1600 км.
2. Астана - Аркалык - Торгай - Ыргыз - Шалкар - Бейнеу Жители Прикаспия и Торгайской степи смогут увидеть новую столицу или отдохнуть на курортах Бурабая, хотя бы только для этого государство должно не жалеть средств, даже если придется остановить строительство сказочного шатра, в осуществлении которого заинтересован только один человек, а дорога нужна миллионам!
Далее я перечислю оставшиеся одиннадцать дорог из тринадцати, значимость которых очень важна как для каждого казахстанца, так и для всей страны в целом:
З. Жезказган - Улытау - Аркалык 306 км.
4. Карабутак - Торгай 300 км.
5. Жезказган—
Кызылорда 408 км.
6. Жезказган - Жанатас 500км.+500 км. (Жанатас - Шымкент; Жанатас - Тараз; Жанатас - Туркестан)
7. Балхаш - Аягоз 500 км.
8. Семей - Усть-Каменогорск 190 км.
9. Кокшетау- Заозерный - Степногорск -Павлодар 550 км.
10.Караганда - Семей 500 км.
11. Жезказган - Шубарколь - Коргалжыно - Астана 500 км.
12. Аркалык - Есиль - Енбек - Сергеевка - Петропавловск 600 км.
13. Аральск - Шалкар - Кандыагаш 500 км. Читая настоящее изложение и взглянув на географическую карту РК, карандашом прочертите все 13 маршрутов и вы убедитесь, что представленные на Ваш суд соображения преследуют цель - улучшить жизнь каждого казахстанца и создать условия для рационального распределения производительных сил.
Выполнение всей программы дает возможность пересечь страну с юга на север, преодолев не 2000 км., как сейчас, а всего 1600 км. - выигрыш в 400 км! Разве не большая выгода? А пересечение всей территории с Запада на Восток кратчайшим путем в настоящий момент вообще не представляется возможным!
Выполнение всей позиции данного предложения (проекта) наглядно показывает, что город Жезказган должен стать центром индустрии, а не только географическим центром Казахстана. Жезказган, имея современные авто и железнодорожные трассы в семи направлениях, займет очень выгодную экономическую позицию. Ведь не случайно наши предки избрали местом возведения в ханы Улытау, имеющий одинаковую доступность со всех окраин.
Для развития индустриального центра нужна вода, для этого считаю возможным модернизацию и продление водного канала Иртыш-Караганда до г.Жезказган, а также строительство канала Балхаш-Жезказган. Решение этой задачи не труднее, а то что целесообразнее это точно, чем некогда предложенное соединение Каспийского и Черного морей.
По завершению всех вышеназванных проектов, на мой взгляд создается перспектива для открытия Шалкарской области, которая должна стать связующим звеном западных областей и центральной частью Казахстана. Более действенно будет вестись работа по сбережению и использованию Аральского водного бассейна.
Я уверен, что развитие технического прогресса в ближайшем будущем даст нам возможность подать опресненную воду с Каспийского моря в Тургайские степи.
Для обеспечения электроэнергией вышеперечисленных работ считаю необходимым осуществить уже запланированное строительство электростанции в районе Балхаша, а также построить электростанцию на угле Шубаркульского бассейна.
Строительство и эксплуатация этих трасс должны производить специалисты, для чего в г. Жезказган необходимо открыть технический ВУЗ с учетом таких специальностей. Для студентов и преподавателей должны быть созданы самые лучшие условия, так как они принесут большую пользу стране, чем обучающаяся за границей «золотая молодежь» по программе «Болашак». Необходимо открыть СУЗы и в других городах, причастных к этим трассам.
Наверно у читателя уже давно назрел резонный вопрос: «Где взять деньги на все это?». Ответ простой: для восстановления и открытия областей необходимо пересмотреть фининсирование как областных, так и районных акиматов. Предлагаю во всех районных центрах упразднить городские акиматы, они дублируют друг друга, порой служа один другому суфлером, зачастую создавая дополнительные бюрократические трудности населению. Правительство страны и народные депутаты должны исключить нецелесообразные расходы из государственной казны, как, например, баснословные оклады и содержание раздутого аппарата «Самрукказына», 40 миллионов долларов на съемки фильма «Кочевники», денежный дождь велокоманды из инострацев «Астана», ежегодные июльские шоу в Астане, приглашение Папы Римского, многочисленные и никому ненужные международные форумы и съезды, строительство дорогих футбольных полей, на которых мы только проигрываем. Можно взять адресный кредит в других странах или в международных банках, народ поймет его целесообразность, а не то что сейчас никому не понятно, для чего и зачем мы лезем в долги.
Выполнение этой задачи даст нам не только платформу для развития экономики, но и возможность не потерять, а в дальнейшем приумножить инженерно-технический потенциал от которого зависит развитие экономики и жизненного уровня страны . Пора делать большие дела, а не заниматься возвеличиванием и хвастовством!
Тел. (8 7162) 25 81 69 сот. 8 7016722211